Школа по нейропсихофармакологии в Оксфорде (2017) – Совет молодых ученых РОП

Школа по нейропсихофармакологии в Оксфорде (2017)

С 25 по 30 июня 2017 года на базе Университета Оксфорда (Великобритания) прошла ежегодная школа для молодых ученых, проводимая Европейским Колледжем Нейропсихофармакологии (ECNP). На эту школу по результатам конкурсного отбора приглашаются молодые психиатры из всех стран Европы (всего 47 человек). От России в этом году благодаря поддержке Посла ECNP в России, профессора Морозова П.В. выбрали ассистента кафедры психиатрии РязГМУ, председателя СМУ РОП, к.м.н. Федотова И.А. и председателя Волгоградского отделения СМУ РОП, врача-психиатра Осадшего Ю.Ю. Для участников школы на протяжении школы читали лекции по базовым исследованиям в области нейронаук, а также по прикладным вопросам назначения психофармакологического лечения.

 

Руководитель Школы, профессор Университета Оксфорда Гай Гудвин (Guy Goodwin) прочитал лекции о составлении современных клинических рекомендациях, разрабатываемых Британским обществом психофармакологов, а также про основные аспекты научного менеджмента: как организовать научный симпозиум, как начать научное исследование. Он представил свое обоснованное мнение, что увлечение только лишь мета-анализами при составлении клинических рекомендаций без учета реальной клинической практики может влечь систематические ошибки.

Профессор Джозеф Зохар (Joseph Zohar) из Университета Тель-Авива рассказал о современных изменениях в области номенклатуры психотропных средств. Имеющаяся классификация, предполагающая исторически сложившееся деление препаратов на антипсихотики, антидепрессанты, нормотимики и т.д., не удовлетворяет потребностям ни врачей, ни пациентов. Врачам данная классификация не позволяет в полной мере использовать возможности комбинированной и аугментированной терапии, а пациентам она не позволяет принимать информированное решение вместе с врачом по выбору способу лечения. Например, частым вопросом у пациентов является «Почему мне назначают антидепрессанты, хотя меня беспокоят панические атаки, а не депрессия?», или «Раз мне при депрессии назначили антипсихотик, то у меня совсем все плохо и начинается шизофрения?». Чтобы систематизировать имеющиеся данные по фармакологии психотропных средств и привести ее в соответствие с достижениями нейронаук, группа ученых, включающая представителей всех крупнейших объединений психофармакологов (ECNP, ACNP, ICNP и др.), разрабатывает новую классификацию, основанную на нейронауках – Neuroscience based nomenclature. Она предполагает классифицировать препараты по двум основным параметрам: механизм действия (соответственно есть 9 основных механизмов) и фармакологическая мишень (в психофармакологии их насчитывается 11). Эту классификацию, объединенную с перечнем показаний, зарегистрированных регуляторами США и Европы, а также некоторыми важными клиническими замечаниями, можно скачать в виде приложения для мобильных устройств совершенно бесплатно и использовать ее в клинической практики для принятия решений. В настоящий момент доступно 2 вида приложений: NbN-2 с перечнем препаратов из общей психиатрии и NbN-ac – с препаратами из детской и гериатрической психиатрии. Также профессор Зохар прочитал большую лекцию по классификации и подходам к лечению тревожных расстройств по современной классификации DSM-5.

Профессор Борвин Банделоу (Borwin Bandelow) из Гётингенского Университета (Германия) представил подробный обзор клинических рекомендаций по диагностике и лечению тревожных расстройств, по исследованиям в области поиска их биологических маркеров, по изучению эффективности КБТ и других методов психотерапии в лечении данного вида неврозов. Его позиция в выборе метода лечения заключалась в первостепенности назначения психофармакологического лечения, в основном антидепрессантами и анксиолитиками, и необходимости продолжать его до устойчивой ремиссии. Также он провел очень интересные и показательные разборы клинических случаев, где продемонстрировал на практике реализуемость своих идей.

Один день Школы целиком был посвящен теме лечения психозов. Профессор Цельсо Аранго (Celso Arango) из Университета Мадрида (Испания) и профессор Виепке Кан (Wiepke Cahn) из Университета Утрехта (Нидерланды) представили обзор современных антипсихотических средств, а также результаты собственных исследований по поиску новых лекарственных препаратов для лечения шизофрении. Так в настоящий момент существуют положительные первичные результаты по применению полного агониста NMDA рецепторов - D-серина, а также активатора mGluR 2/3 рецептора – N-ацетилцистеина. Большое внимание участников привлекла информация, что новый антипсихотик карипразин с мультирецепторным механизмом действия показал в некоторых исследованиях свое положительное влияние на негативные симптомы шизофрении и сейчас регистрация этого показания рассматривается FDA.

Большое внимание участников привлек доклад профессора Университета Оксфорда Андреа Циприани (Andrea Cipriani) о сетевых мета-анализах (network meta-analisys). Данное направление исследований в настоящий момент активно развивается, количество статей по данной теме показывает экспоненциальный рост. Суть сетевого мета-анализа заключается в том, что с помощью него можно по неполному набору исследований выявить сравнительную эффективность всех препаратов друг с другом (т.н. сравнение «head to head»). Методика имеет свои ограничения и трудности, связанные со статистическим анализом, но позволяет вывести психофармакотерапию на новый доказательный уровень. Именно сетевые мета-анализы сейчас имеют наиболее большое влияние при составлении национальных клинических рекомендаций. Материалы, представленные профессором Циприани в его лекции, являются частью единственного в мире обучающего курса по сетевым мета-анализам, которые профессор проводит в Оксфорде.

Тематика аффективных расстройств рассматривалась довольно широко в лекциях и клинических разборах профессора Генрикуса Рухе (Henricus G. Ruhe) из Университетского медицинского центра Гронингена (Великобритания) и профессора Хамиша МакАллистера-Вилльямся (Hamish McAllister-Williams) из Университета Ньюкастла (Великобритания).

Большой интерес участников вызвала интерактивная лекция доктора Герарда Доусона (Gerard R. Dawson) из Великобритании, который в формате деловой игры объяснил механизм и логистику появления на рынке новых лекарственных средств. Все участники поделились на 4 команды и каждой команде выдали одинаковые суммы средств, которые каждая команда должна была правильно инвестировать в ход исследований нового селективного агониста ГАМК-рецептора, продвигая его исследования фазы 1 и 2. В результате был получен препарат, который показал свою высокую эффективность в экспериментах на животных, но абсолютно неэффективный у человека. Участники Школы смогли в максимально реалистичных условиях посмотреть как тяжело проходит процесс поиска и создания новых лекарственных средств, а также сколько на этому пути рисков.

Было предусмотрено время для постерной секции, на которой каждый из участников представил результаты своих научных работ, обменялся с коллегами мнениями, ответил на вопросы профессоров. Руководитель Школы – профессор Гудвин лично внимательно изучил каждый постерный доклад и задал авторам вопросы, которые помогли молодым ученым наметить пути для продолжения своих работ, а также их совершенствования. В процессе общения завязались полезные профессиональные контакты, некоторых коллег планируется приглашать и на наши конференции. В конце Школы организаторы предоставили участникам комплект материалов, которые были использованы профессорами на лекциях и занятиях, и была достигнута договоренность, что участники будут распространять полученные знания среди коллег (презентации докладов можно скачать по ссылке).

Приятно отметить, что приблизительно 25% участников свободно владели русским языком, со всеми участниками Школы было приятно и интересно общаться, мы объединились с помощью социальных сетей и продолжаем общаться и обсуждать научные вопросы уже находясь дома.

Илья Федотов,

Юрий Осадший

Вступить в СМУ РОП
ФИО
Email
Город
Чем бы Вы хотели заниматься в СМУ РОП?
ОТПРАВИТЬ ЗАЯВКУ