Всероссийский симпозиум «Современные методы психотерапии» – Совет молодых ученых РОП

Всероссийский симпозиум «Современные методы психотерапии»

29 марта 2012 года в Санкт-Петербурге состоялся ежегодный всероссийский симпозиум «Современные методы психотерапии». В мероприятии приняло участие более 150 специалистов из разных городов и регионов России (Москва, Ростов-на-Дону, Тюмень, Камчатка, Киров и многих других). Мероприятие состоялось при поддержке коллектива кафедры психотерапии СЗГМУ им. И.И. Мечникова (СПб МАПО), Российской психотерапевтической ассоциации, Санкт-Петербургской городской психиатрической больницы № 7 им. И.П. Павлова, Санкт-Петербургского психологического общества, при участии представителей Совета молодых ученых Российского общества психиатров. Ниже приведены выдержки из докладов пленарного заседания.
Владимир Иванович Курпатов (главный психотерапевт Комитета по здравоохранению СПб, заведующий кафедрой психотерапии СПб СЗГМУ им. И.И. Мечникова) в докладе «Интегративная личностно-реконструктивная психотерапия психосоматических расстройств» затронул проблемы оказания психотерапевтической помощи этой группе пациентов. Отметив значительный рост числа психосоматических расстройств в последние десятилетия, которые, по данным разных исследователей, составляют 30-70% от общего числа пациентов, обратившихся за помощью к врачам общего профиля, докладчик затронул как организационные, так и практические аспекты этой проблемы. В докладе нашли отражение классификация данных расстройств, представление о механизмах этиопатогенеза и обоснование биопсихосоциальной модели психотерапевтической помощи. Была подчеркнута важность роли и места полипрофессиональной бригады в реализации такого рода психотерапевтической программы. Для оптимального функционирования полипрофессиональной бригады необходима обязательность разграничения полномочий между входящими в бригаду психотерапевтом, психологом, терапевтом и социальным работником. Рекомендуемое докладчиком использование при этих расстройствах интегративной личностно-ориентированной психотерапии рассматривается с точки зрения составляющих данную форму помощи двух блоков: основного и психообразовательного. Цель основного этапа психотерапии докладчик сформулировал как восстановление механизмов саморегуляции через реконструкцию системы отношений личности. Целью психообразовательной программы, разработанной кафедрой психотерапии совместно с психосоматическим отделением кардиологического профиля 32-ой больницы СПб, в реализации которой, начиная с 2009 года, участвует подавляющее большинство пациентов, является формирование у пациентов адекватного представления о своем заболевании и привлечение их к адекватному участию в лечебно-восстановительных мероприятиях. К задачам психообразовательного этапа относят: донесение в доступной форме информацию об особенностях развития психосоматических расстройств на примере гипертнонической болезни; знакомство с ролью психотерапевтического лечения в процессе выздоровления; возможность получить эмоциональную поддержку; понять, как другие справляются со своими проблемами, высказать свои собственные соображения; обучение простейшим навыкам безопасного выражения и отреагирования эмоций, методикам расслабления. разработана и реализуется психообразовательная программа. В заключении докладчиком были продемонстрированы результаты кафедральных исследований, показавших достоверное влияние психообразовательной работы на комплайенс. Михаил Михайлович Решетников (президент Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии, ректор Восточно-Европейского института психоанализа) выступил с докладом, в котором отразил реформирование взглядов, отражающих современные тенденции развития психоанализа. Необходимость подобного рода реформирования психоанализа обсуждалась уже достаточно давно, начиная с 80-х годов прошлого столетия, и тогда же реформы начали стихийно реализовываться. В этой связи важную роль играет современная подготовка психоаналитиков. Докладчик подробно остановился на длительности подготовки психоаналитика в традиционной манере и подчеркнул плюсы и минусы создавшегося положения вещей. К минусам он отнес то, что в этом случае для получения профессионального сертификата зрелый человек должен на многие годы превратить себя фактически в пациента, стоически преодолевая напряженность самого процесса обучения психотерапии, его ресурсную (включая материальную) затратность и неопределенность момента формирования самостоятельного «психоаналитического статуса». Не случайно многие всемирно известные психоаналитики критиковали эту систему, называли ее «монастырской системой послушания и посвящения в сан», однако в течение долгих лет ничего не менялось. В связи с этим при создании института психоанализа в СПб была предпринята попытка исправить эти недочеты. Были проанализированы западные образцы подходов к психоаналитическому тренингу и произведена их модификация. Во-первых, психоаналитическое образование стало открытым и независимым от психоаналитического тренинга. Во-вторых, психоаналитическое образование стало одним из вариантов высшего университетского образования, с учетом требований лицензирования и государственной аккредитации. Кроме того, докладчиком были подчеркнуты другие нововведения: отказ от обязательного сеттинга 4 раза в неделю на кушетке, психоналитическая нейтральность, отказ от интерпретаций психоаналитика, развитие дистанционных технологий консультирования и многие другие. Было подчеркнуто, что в Российской психоаналитической ассоциации и ВЕИПе вместе работают специалисты всех направлений, так как в нашей стране не была принята западная система разделения школ. Свое выступление Михаил Михайлович завершил тезисом: «Все, кто работает с переносом и сопротивлением – наши коллеги». Александр Николаевич Еричев (ведущий научный сотрудник отделения внебольничной психиатрии НИПНИ им. В.М. Бехтерева, доцент кафедры психотерапии СПб СЗГМУ им. И.И. Мечникова, член СМУ РОП) выступил с докладом «Психотерапия и вызов времени», в котором попытался осветить тенденции современной психотерапии и собственный опыт скайп-консультирования в рамках когнитивно-поведенческой модели. К имеющимся тенденциям были отнесены следующие: 1. Расширение доказательной базы психотерапии. В докладе прозвучали современные данные о нейробиологическом обосновании психотерапии. Были продемонстрированы результаты исследований, прямо и косвенно свидетельствующие о влиянии психотерапии на биологическую составляющую (большая часть исследований касалась когнитивно-поведенческого направления). 2. Попытка вывода психотерапии из области медицинских знаний. Докладчик поделился крайней обеспокоенностью в связи со стремлением отдельных коллег вывести психотерапию из области медицинских и отнести ее к общегуманитарным знаниям. В этом отношении особенно неблагоприятным представляется распространение на территории нашей страны большого количества методов, которые не имеют ни теоретического , ни практического обоснования, ни исследования их эффективности. Следствием этого является снижение в глазах потенциальных пациентов профессионального престижа психотерапевтов и причисление их к широкому ряду разного рода колдунов, целителей и магов. Одним из путей конструктивного решения такой ситуации докладчик считает пропаганду, систематизированное обучение коллег и активное внедрение в практическую деятельность научно-обоснованных методов психотерапии. 3. Нарастающие требования к краткосрочности, симптомцентрированности психотерапии. 4. Появление дистанционных технологий. В конце выступления докладчик поделился опытом скайп-консультирования в рамках когнитивно-поведенческой модели психотерапии, остановился на преимуществах и недостатках такой формы работы и поделился результатами проведенного в рамках этого направления собственного пилотного исследования. Докладчик высказал пожелание к молодым специалистам активно включаться в работу Совета молодых ученых Российского общества психиатров, обмениваться идеями и опытом в области психотерапии. Игорь Николаевич Хмарук (заведующий кафедрой психотерапии и медицинской психологии Ростовского государственного медицинского университета) в своем докладе «Клинико-психологические аспекты профессионального здоровья руководителей» наглядно продемонстрировал необходимость разработки специализированных программ антистрессового сопровождения руководителей, что обусловлено самой спецификой управляющего труда в XXI веке, предъявляющего повышенные требования к психофизиологическим механизмам обеспечения психического здоровья топ-менеджеров. Работа в условиях постоянного психоэмоционального перенапряжения, необходимость принятия решений в условиях дефицита времени и информации, высокая личностная ответственность за возможные последствия – все это неотвратимо сказывается на состоянии здоровья и психической уравновешенности современных руководителей. Попытки терапии психосоматических расстройств у таких пациентов без «ведущей и направляющей» роли врача-психотерапевта представляются патогенетически несостоятельными и малоэффективными. Светлана Анатольевна Осипова (доцент кафедры психотерапии СПб СЗГМУ им. И.И. Мечникова), выступая с докладом «Краткосрочная реконструктивная психотерапия психосоматических больных», поделилась опытом групповой психотерапевтической работы, обозначила техники, позволяющие ускорить психотерапевтическую динамику. Константин Витальевич Павлов (директор Восточно-Европейского гештальт-института) в своем докладе «Групповая терапия и идентичность в группе» остановился на особенностях формирования идентичности в процессе психотерапевтического процесса и в повседневной жизни. Ольга Сергеевна Антипова (старший научный сотрудник отделения аффективной патологии НИИ Психиатрии Росздрава, Москва) поделилась опытом психотерапевтической работы в ходе доклада «Экзистенциальные подходы к терапии дистимий». Доклад был посвящен описанию программы тематического усовершенствования для врачей-психотерапевтов, основанной на экзистенциальных подходах в психотерапии дистимий. Подробно была освещена структура, цели и задачи программы. Программа была представлена четырьмя блоками тематик. Первый блок предполагает рассмотрение клинико-психопатологических проявлений и феноменологии переживаний пациента при дистимиях. Во втором блоке рассматриваются теоретические основы экзистенциально-аналитической терапии депрессий. Дано краткое описание экзистенциально-аналитических и логогностических моделей терапии депрессий, описываются основные этапы работы с пациентом. Третий – наиболее обширный - блок программы посвящен детальному описанию этих этапов, основной акцент при этом делается на освоении практических навыков. Четвертый блок программы посвящен вопросам завершения терапии, оценки ее эффективности, анализу особенностей проведения программы в индивидуальном и групповом формате. Данная программа проводится в течение 4-х лет и показала свою эффективность. Практическая направленность доклада и форма его изложения вызвали у аудитории неподдельный живой интерес. В целом на конференции царила дружеская и, можно сказать, почти «домашняя» атмосфера, о чем косвенно свидетельствует «критерий выживаемости» участников: к моменту достаточно позднего окончания конференции большая часть мест в зале оставалась занятой. В процессе заседаний каждый из участников мог задать вопрос, обозначить свою позицию или выступить с кратким изложением своих представлений по поводу затрагиваемых докладчиками вопросов. В ходе работы конференции были представлены как основные общемировые направления психотерапии: психодинамическое, когнитивно-поведенческое и гуманистическое, так и исторически сформировавшаяся в нашей стране патогенетическая личностно-ориентированная психотерапия. Важно подчеркнуть, что, несмотря на кажущуюся разницу в подходах, оценке ситуации и взглядов на перспективу дальнейшего развития психотерапии, между суждениями участниками конференции обнаружилось было гораздо больше сходства, чем различий. В рамках мероприятий была озвучена информация о движении молодых специалистов СМУ РОП. Было обращено внимание на высокий интерес к психотерапии среди молодых специалистов, и тот факт, что социальные опросы молодых профессионалов демонстрируют их неудовлетворенность объемом преподавания курса психотерапии в учебной программе, зажатой рамками часовой нагрузки обучающихся по специальностям "Психиатрия" и даже "Психотерапия". Как итог, был выдвинут тезис, что участие молодых специалистов в конференциях, посвященных психотерапевтической тематике, будет способствовать повышению образовательного уровня молодых профессионалов и развитию коллегиальных связей среди начинающих карьеру психотерапевтов. Следующая конференция состоится 4 апреля 2013 года. К сотрудничеству приглашаются все желающие.
Вступить в СМУ РОП
ФИО
Email
Город
Чем бы Вы хотели заниматься в СМУ РОП?
ОТПРАВИТЬ ЗАЯВКУ