- Доклад Алексея Павличенко (Москва) «Концепция единого психоза: назад в будущее» был посвящен истории развития данной концепции, начиная от Zeller и Griesinger и заканчивая идеями известных современных психиатров (van Os, Sartorius). Также были представлены аргументы сторонников переименования шизофрении, связанные, в первую очередь, со снижением уровня стигмы, ассоциируемой с данным заболеванием. Были приведены данные опроса молодых российских психиатров, согласно которому 96,3% респондентов отметила, что термин «шизофрения» ассоциируется со стигмой, а 33,3% заявили, что он не является подходящим словом для описания данного расстройства. Кроме того, было показано, что модель «единого психотического спектра» больше согласуется с современным уровнем знаний как в области нейронаук, так и клинической психиатрии, чем выделение отдельных психотических нозологий.
- Захарова Наталья (Москва) представила результаты клинического исследования резидуальных кататонических расстройств на отдаленных этапах шизофрении. У больных двух групп (в состоянии ремиссии длительностью более 5 лет и с явлениями глубоких негативных изменений личности), перенесших 1-6 психотических кататонических приступа на поздней стадии заболевания отмечались субкататонические симптомы, которые тесно интегрированы в структуру негативных расстройств при отсутствии позитивной симптоматики. В пользу такого заключения свидетельствует данные натуралистического анализа психофармакотерапии, назначаемой в субтерапевтических дозировках, и отсутствие нейролептических расстройств. Биологическим субстратом таких проявлений являются, вероятно, глутамат- и ГАМК-эргические пути эпиопатогенеза кататончиеских расстройств, что требует дальнейших исследований.
- В докладе Марии Парпары (Москва) «Клинические проявления, личностные и когнитивные нарушения при соматоформных расстройствах» было показано, что пациенты с соматоформной симптоматикой характеризовались тревожно-субдепрессивым аффектом, алекситимией, соматосенсорной амплификацией, диссоциацией, а также нарушениями в когнитивной сфере (снижение баллов по шкалам память, вербальная беглость, зрительно-пространственный праксис). Доклад завершался рекомендацией, что применение объективированных психодиагностических методов может повысить надежность клинической квалификации соматоформных расстройств.
- Выступление Чумакова Егора (Санкт-Петербург) «Рискованное поведение у ВИЧ-инфицированных больных шизофренией» было посвящено роли психопатологической симптоматики у больных шизофренией в так называемом рискованном поведении и заражении ВИЧ-инфекцией. Был представлен анализ патологических симптомов как в структуре обострений психического расстройства, так и на доманифестном этапе. Данный доклад вызвал большой интерес у аудитории в связи с наличием организационных различий в подходах к оказанию помощи психически больным с социально значимыми инфекциями в России и Норвегии.
- В докладе доктора Kristin Lie Romm (Осло) «Как вовлеченность может помочь улучшить и преобразовать службу лицам с первым психотическим эпизодом» был показан многолетний успешный опыт помощи больным с психотическими состояниями в психиатрической службе Норвегии. Акцент был сделан на социальной рекламе и большой приближенности психиатрической помощи, а также на значительной роли психосоциального звена в комплексном обслуживании данной когорты пациентов.
- В докладе Astrid Berge Norheim из больницы Diakonhjemmet (Осло) «Отношение к суицидальному поведению среди профессионалов в Ставрополе и в Осло» были приведены данные опроса 119 специалистов (врачи, психологи, медсестры), работающих в амбулаторной психолого-психиатрической службе Ставрополя, и 229 их коллег из Осло. Было показано, что, несмотря на позитивное отношение специалистов обеих стран к улучшению помощи суицидальным пациентам, различия между городами оказались достаточно существенными. Потребность в получении дополнительных знаний в сфере суицидологии высказали обе группы респондентов, но система образования в этой области различалась. В обоих городах в качестве основной причины суицидов рассматриваются психические расстройства, а психотерапия являлась основной стратегией лечения при суицидальном поведении.
Неофициальная часть визита также была достаточно насыщенной. Норвегия, как и многие другие европейские страны, в силу небольшой территории позволяет подробно ознакомиться с культурой и бытом, все памятники оказываются рядом, буквально в шаговой доступности. Вечером после плотного графика работы на симпозиуме участники успели посетить знаменитую Городскую Ратушу, в зале которой проходит вручение Нобелевской премии мира, музей Эдварда Мунка, где попытались проследить динамику психического состояния их творца по характеру изменения атмосферы его полотен, потом осмотрели здание Оперы и древний замок на берегу Осло-фьорда, совершили морскую прогулку. Особое впечатление произвело радушие и гостеприимство встречающей стороны – доктор Ann Færden не только отлично организовала основную часть визита, но и досуг с осмотром всех достопримечательностей и подробным рассказом о повседневной жизни норвежцев.
По итогам встречи были достигнуты договоренности о сотрудничестве в научной сфере (обсуждаются детали возможного совместного проекта по исследованию психозов) и в образовании.
Наталия Захарова, Илья Федотов, Алексей Павличенко