Образовательный семинар “Современные подходы в диагностике и терапии психозов” – Совет молодых ученых РОП

Образовательный семинар “Современные подходы в диагностике и терапии психозов”

497

Современные подходы в диагностике и терапии психозов: образовательный семинар, тренинг, исследование

9-10 ноября 2015 года в Самаре состоялся образовательный семинар из цикла «Современные подходы в диагностике и терапии психозов» по теме «Шизофрения». Семинар был подготовлен Центром клинических исследований в нейропсихиатрии Университета Западной Австралии (Директор: А. Жабленски) и проводился при поддержке Комиссии Российского общества психиатров (РОП) по работе с молодыми учеными и специалистами (Председатель: Н.Н. Петрова), Совета молодых ученых РОП (Председатель: И.А. Федотов), Министерства здравоохранения Самарской области (Главный внештатный психиатр: М.С. Шейфер) и Самарского государственного медицинского университета (Заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии: Д.В. Романов). Программа мероприятия включала научно-практическую конференцию для врачей и тренинг 15 специалистов из 7 городов России (Волгоград, Казань, Москва, Рязань, Санкт-Петербург, Самара, Симферополь) для подготовки многоцентрового исследования по апробации и валидизации русскоязычной версии«Диагностического интервью психозов» (ДИП). В зале конференции
В зале конференции
Семинар открыл Главный внештатный психиатр Самарской области, член Правления РОП М.С.Шейфер, обозначив, что рад приветствовать специалистов из разных регионов России, поддержать образовательное направление и сотрудничество с РОП и Центром клинических исследований в нейропсихиатрии в рамках научного проекта, одной из исследовательских баз для реализации которого станет Самарская психиатрическая больница. Председатель Самарского регионального отделения РОП Д.В.Романов подчеркнул, что Самара не в первый раз становится местом проведения научно-образовательных мероприятий. Так, с 28 февраля по 1 марта 2013 года в Самаре состоялась конференция «Нейропсихиатрические и соматопсихиатрические проблемы современной медицины», а с 19 по 21 сентября 2013 года прошла Всероссийская конференция с международным участием совместно с Совещанием главных специалистов и Пленумом Правления РОП «Трансляционная медицина – инновационный путь развития современной психиатрии». В приветственном слове главный куратор мероприятия, заведующая кафедрой психиатрии и наркологии Санкт-Петербургского государственного университета, председатель Правления Санкт-Петербургского регионального отделения РОП д.м.н., профессор Н.Н.Петрова отметила, что семинар проводится в рамках программы непрерывного профессионального образования, последипломного повышения квалификации специалистов.  С 1 января 2016 года вступает в силустатья 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323, в соответствии с которой право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также свидетельство об аккредитации специалиста. Профессор Н.Н. Петрова подчеркнула, Самарская область является одним из первых регионов, участвовавших в подготовительном проекте экспериментального введения кредитно-модульной системы для оценки образовательных мероприятий для врачей. Кроме того, Наталия Николаевна обратила внимание слушателей семинара на активность молодых специалистов, которые сохраняют энтузиазм и проявляют искренний интерес к науке, продолжая дело своих учителей. Директор Центра клинических исследований в нейропсихиатрии, профессор Асен Жабленски в своем видеообращении отметил большую работу по переводу «Диагностического интервью для психозов», Глоссария и Руководства ДИП на русский язык, которую провели в 2013 году члены СМУ РОП Алексей Павличенко, Дарья Смирнова, Мария Орлова, Татьяна Жиляева, Наталья Войнова и Георгий Кустов. Профессор А. Жабленски рассказал об актуальности многопланового изучения психозов, в частности, группы шизофрении, и рекомендовал включать в исследования современные психофизиологические, нейропсихологичексие и генетические методы: «Психиатрия во всемирном масштабе сегодня подходит к новым рубежам. С одной стороны, есть какое-то осознание кризиса. Тогда как в других областях медицины, например, кардиологии, онкологии, диагноз и прогноз уже ставятся на уровне молекулярной биологии и персонализированной терапии, в психиатрии, кажется, крупных открытий нет, отсутствуют достоверные маркеры для диагностики и прогноза. Но, с другой стороны, быстрое внедрение новейших методов и технологий нейронаук, геномики и популяционных исследований открывают для психиатрии новые и заманчивые горизонты. Информационные технологии делают возможным создание огромных международных систем сотрудничества. Консорциумы и когорты включают десятки тысяч пациентов и контрольных лиц, и именно здесь возникает возможность применения точных методов для изучения характеристик фенотипов расстройств, и, в частности, психозов». Для этой цели, как отметил профессор А. Жабленски, «мы создали ДИП как единый язык для клинической работы и проведения эпидемиологических и генетических исследований». Важным является то, что ДИП - не опросник, а «интервью, которое предполагает активный диалог между клиницистом и исследуемым лицом». Профессор А. Жабленски высказал пожелания молодым исследователям: «Во-первых, это абсолютная важность открытости для междисциплинарного сотрудничества с нейропсихологами, нейрофизиологами, генетиками и, конечно, биостатистиками; во-вторых, значительное расширение международного сотрудничества; в-третьих, стоит анализировать, писать и публиковаться не только в замкнутом внутреннем кругу, а и в ведущих международных журналах». Асен Жабленски отметил, что «у Российской психиатрии глубокие традиции, опирающиеся на таких гигантов базисных и клинических наук как Сеченов, Павлов, Бехтерев, Ганнушкин, Выготский, Лурия и многие другие». «Развивать психиатрию в широком горизонте широких внутридисциплинарных связей – это и есть основная задача». Свое выступление профессор закончил пожеланиями успехов и привел слова Э. Крепелина, которые он сказал в конце своего научного пути в 1920 году: «Нам пора отставить в сторону усилия упорядочить все психические болезни в четко определенные классификационные группы, а вместо того устремиться к более высокой и плодотворной цели понимания их глубокой внутренней структуры».

Видео-обращение профессора А.Жабленски

Конференция началась с лекции профессора Н.Н.Петровой на тему: «Шаги к успеху в лечении шизофрении». В сообщении поднимались актуальные для современной психиатрии вопросы профилактики психозов, концепции продрома Карпентера, критериев ультра-высокого риска развития психозов  и этические аспекты терапии на допсихотической стадии.  Приводились данные исследований о  значении своевременности начала терапии, в частности, о том, что ранние вмешательства позволяют достичь качественных ремиссий в большем количестве случаев. Лектор указал, что одной из целей современной купирующей терапии является улучшение ролевого функционирования пациентов, а не только редукция продуктивных симптомов, снижение риска агрессии и уменьшение психомоторного возбуждения. Подчеркивалась важность повышения качества жизни больных шизофренией. Были приведены данные собственного исследования о том, что наиболее подвижными психопатологическими симптомами в процессе терапии острого приступа шизофрении являются расстройства восприятия, психомоторное возбуждение и негативизм. Отдельно обсуждались дифференцированная терапия первого эпизода, распознавание депрессии при шизофрении, типология и лечение постшизофренической депрессии. Большое место в докладе занимали вопросы прогноза реагирования на антипсихотическую терапию и места антипсихотиков первой и второй генерации в лечении шизофрении, диагностики и стратегии  преодоления терапевтической резистентности, показания и тактика смены антипсихотиков, принципы поддерживающей терапии. Доклад доцента кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, к.м.н. А.В.Павличенко был посвящен критериям диагностики шизофрении в современных диагностических классификациях. Помимо обзора типологий шизофренических психозов в исторической ретроспективе и описаний классификаций МКБ-9, 10 в сопоставлении с отечественной классификацией, DSM-III, IV, в сообщении были проанализированы в сравнительном аспекте критерии последней версии DSM-5 и ожидаемые изменения в МКБ-11. Среди общих инноваций DSM-5 были отмечены включение в диагностические критерии культуральных, возрастных и гендерных аспектов и новый принцип организации расстройств:
  • a. спектр основан на внешних критериях (факторы риска, коморбидность), а не индивидуальных диагнозах;
  • b. линейная структура, отражающая связь между расстройствами (шизофрения-биполярные-депрессивные-аутистические расстройства); c. объединение на основе достижений нейронаук;
  • d. дифференциация расстройств интернализации  и экстеранализации).
Лектор обратил внимание на основные нововведения главы психотических расстройств DSM-5: а) изменение порядка расположения расстройств  (от наименее к  наиболее тяжелым), б) замена типов шизофрении  на дименсии, в)  введение в главу аттенуированного психотического синдрома, г) модификация критериев шизоаффективного расстройства, д) введение шизотипического расстройства, е) выделение категории «кататоническое расстройство БДУ». Психотические расстройства распределились между 12 рубриками. По материалам проекта МКБ-11  Шизофрения занимает рубрику  F1, и экспертами уточняется линейная структура  психотических расстройств (4 уровень  (динамика с вариантами первого эпизода, множественных эпизодов, непрерывного течения, и этапами острого эпизода, частичной и полной ремиссии), 5 уровень (дименсии - позитивные, негативные, депрессивные, маниакальные, психомоторные, когнитивные симптомы с оценкой степеней тяжести), 6 уровень (функциональное снижение), 7 уровень (когнитивное снижение)). В проекте критериев шизофрении – определение как минимум двух из следующих признаков [один из которых должен быть из перечня  (а) – (г)], которые должны присутствовать большую часть времени на протяжении 1 месяца и более: а) Стойкий бред (например, бред величия, бред отношения, бред преследования); б) Повторяющиеся галлюцинации (преимущественно слуховые, хотя они могут быть любой сенсорной модальности); в) Дезорганизованное мышление (нарушения формального мышления) (например, резонерство и разорванность ассоциаций, бессвязная речь, неологизмы), при тяжелой степени выраженности - «словесная окрошка»; г) Ощущения воздействия, овладения или контроля (например, ощущение, что мысли не принадлежат человеку, а вкладываются или отнимаются другими, или что мысли транслируются другим лицам); д) Негативные симптомы, такие как эмоциональное уплощение, алогичность или обеднение речи, абулия, социальная отгороженность или ангедония; е) Грубо дезорганизованное поведение, которое может быть замечено при любой форме целенаправленной деятельности (например, непредсказуемые и неуместные эмоциональные реакции или поведение, которое является нелепым или бессмысленным); ж) Психомоторные нарушения, такие как кататоническое возбуждение, застывание, восковая гибкость, негативизм, мутизм или ступор. Среди основных изменений диагностики шизофрении в МКБ-11 ожидают уменьшение значения симптомов первого ранга, как лишенных диагностической специфичности, часто встречающихся на ранних этапах  развития различных психозов; удаление клинических типов (нестабильны во времени, имеют незначительную прогностическую ценность и не прослеживаются в поколениях), введение дименсий, включение спецификатора «течение заболевания». Данные изменения, по мнению А.В. Павличенко, способны сделать диагностику шизофрении более индивидуализированной. Профессор Наталия Николаевна Петрова представляет докладчиков
Профессор Н.Н.Петрова представляет докладчиков
Внимание участников привлекло сообщение сотрудника кафедры психиатрии и наркологии СПбГУ М.В.Дорофейковой  «Нейрокогнитивный дефицит при шизофрении». Докладчик определила актуальность темы, отметив, что нейрокогнитивный дефицит является третьей ключевой группой симптомов шизофрении, наряду с позитивными и негативными симптомами, а также то, что до 94% больных шизофренией имеют нейрокогнитивный дефицит, который появляется уже на ранних стадиях заболевания, сохраняется в ремиссии и определяет возможности социального функционирования больных. Было обозначено, что нейрокогнитивные расстройства  и социально-когнитивный дефицит коррелируют с эффективностью реабилитации. Освещались темы наличия нарушений когнитивных функций у больных в доманифестном периоде и у здоровых родственников, в том числе первой степени родства, что свидетельствует в пользу генетической теории шизофрении, нейрокогнитивных фенотипов (сохранный и дефицитарный), нейробиологических субстратов когнитивных нарушений (в том числе префронтальной коры, отвечающей за когнитивный контроль, гибкость и рабочую память), а также вопросы прогностической значимости когнитивных нарушений (снижения рабочей памяти, внимания, вербальной  беглости) для оценки частоты и степени риска развития шизофренического  психоза. Были представлены результаты собственных исследований когнитивного профиля больных шизофренией. Была выделена роль дофамина и глутамата как модуляторов когнитивных процессов, отмечено влияние антихолинэргических препаратов на когнитивные функции, описаны эффекты введения NMDA-антагонистов и моделирования шизофрении на лабораторных животных (модели нарушения развития, фармакологические, генетические, основанные на разрушении структур мозга).  Докладчик сделала заключение о том, что больные шизофренией характеризуются значительным разнообразием тяжести нарушений в сфере исполнительских функций, планирования, кратковременной и долговременной зрительно-моторной памяти при преимущественной сохранности конструктивного праксиса, а также выраженным нарушением слухоречевой, рабочей памяти, снижением темпа работоспособности и активного внимания. «Когнитивные нарушения имеют многофакторный характер, являются преградой для социальной реабилитации пациентов, поэтому их изучение и поиск подходов к коррекции представляются важными научными задачами персонифицированной психиатрии и нейронауки в целом». Завершающий программу конференции доклад ассистента кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии СамГМУ, к.м.н.Д.А.Смирновой был посвящен «Проблеме расстройства мышления и речи при шизофрении». Было отмечено, что литературные источники по расстройству мышления традиционно объединяют концепции расстройств мышления и расстройств языка, однако, так или иначе продуктивное расстройство мышления с дезорганизованной непонятной речью считается абсолютным предиктором нарушенной адаптации в области социального и профессионального функционирования  больных шизофренией. В лекции был представлен обзор развития концепций нарушения мышления и языка при шизофрении, начиная с психопатологических описаний Э. Крепелина («неправильная речь пациентов с шизофренией выражается в соскальзываниях и бессвязности в «потоке мыслей», 1919) и Е. Блейлера («нарушения мышления, отражающиеся в речи, как отсутствие или ослабление связей между отдельными мыслями и их разнонаправленность», 1911), психологического подхода в рамках 18-пунктовой Шкалы нарушений мышления, языка и коммуникаций Н. Андреасен (обеднение речи, обеднение содержания речи, ответы по касательной, блокировка, соскальзывания, неологизмы, ассоциации по созвучию, бессвязность и др., 1979), появления и редакции языкового критерия шизофрении в пересмотрах классификаций DSM и МКБ, последовательного развития психологического инструментария для оценки Формального расстройства мышления и разных групп языковых нарушений и заканчивая узко специализированными лингвистическими исследованиями. В докладе также были озвучены принципы и свойства нормальной речи (cпонтанность высказываний, беглая свободная речь, поочередное участие в диалоге без монополизирования разговора, концентрация на обоюдно интересующей теме, понимание собеседника, наполненность смыслом и конгруэнтное невербальное, мимическое сопровождение) с соответствующей способностью здоровых, в отличие от больных шизофренией, усваивать план прагматики – правильно пользоваться и понимать языковые знаки, а также разобраны группы симптомов при нарушениях артикуляции (дизартрия, заикание и др.), речепроизводства (речевой напор, стереотипии и др.) и организации речи (мимо-ответы, расплывчатость ассоциаций и др.). Было подчеркнуто, что большая часть лингвистических исследований подтверждает факт того, что ключевые причины искаженных высказываний при шизофрении заключаются в аномальной семантике - зоне функционального развития и искажения значений слов. К таким проявлениям относятся, например, нарушенная семантическая беглость, нарушенная семантическая активация (гипер- и гипо-заполнение) и нарушенное использование контекста, трудности в обнаружении семантических противоречий в предложениях, повышенная семантическая активация на первых стадиях произнесения слов, семантические ошибки  и др. В докладе были представлены результаты собственного исследования по изучению роли языка в патогенезе шизофрении, которые показали, что компенсация речевой беглости у билингвов с шизофренией (русских мигрантов в Израиле) за счет ресурса знания второго языка свидетельствует о способности и заинтересованности пациентов сохранять коммуникативный дискурс. Изучение нарушений мышления и речи является важным не только в связи с  теоретическими исследованиями этиопатогенеза расстройства, но и  потому, что одним из направлений терапии шизофрении могут стать разнообразные языковые техники в структуре когнитивных психотерапевтических интервенций. Конференцию, которая была официально аккредитована Министерством здравоохранения Самарской области, посетили 60 специалистов. Целью продолжившего программу мероприятия тренинга явилось обучение врачей-психиатров и клинических психологов из состава Совета молодых ученых РОП применению ДИП  для последующего участия в исследовании по апробации и валидизации его русскоязычной версии (обучение исследовательской группы). Тренинг состоял из вводной ключевой лекции по руководству применения ДИП. В частности, были обозначены преимущества ДИП, которое представляет собой полуструктурированное клиническое интервью для диагностики психотических и аффективных расстройств, а также коморбидных расстройств со злоупотреблением или зависимостью от психоактивных веществ. Первоначально ДИП было разработано для Австралийского Национального Исследования Психического здоровья и в последующем отредактировано в нескольких версиях. Интервью объединяет в себе элементы Клинического интервью (ВОЗ) для оценки нейропсихиатрических заболеваний (SCAN) и контент Перечня оперaциональных критериев для диагностики психотических заболеваний (OPCRIT, McGuffin et al, 1991). Межрейтерская надежность в австралийском исследовании Заболеваний с низкой распространенностью продемонстрировала показатель kappa ~0.73 для диагнозов МКБ-10.  К настоящему времени около 5000 психиатрических пациентов в Австралии и зарубежом были проинтервьюированы с использованием ДИП. Интервью переведено на итальянский, греческий, французский, норвежский, болгарский, индонезийский, монгольский, а теперь и русский язык (А. Жабленски, Д.А. Смирнова, А.В Павличенко и соавторы, 2015). В настоящее время ДИП применяется во многих крупных клинических и эпидемиологических исследованиях психотических заболеваний. По сравнению с другими шкалами и опросниками, представляет собой не перечень симптомов, а интервью, которое предусматривает клиническую оценку при определении большинства пунктов, включая наличие и продолжительность симптомов и признаков, и позволяет дать более тонкую и глубокую психопатологическую оценку состояния. Разбор клинических случаев
В зале конференции
Ведущие тренинга А.В. Павличенко и Д.А. Смирнова подробно разбирали особенности оценки 97 пунктов ДИП и примеры квалификации состояний с применением ДИП на основе клинических задач. Важной характеристикой тренинга, прошедшего в доброжелательной коллегиальной атмосфере, была возможность постоянного и подробного обсуждения спорных и сложных аспектов оценок. Видео-интервью для клинических разборов и моделировании ситуаций рейтирования были предоставлены из материалов базы данных Исследования семей больных шизофренией Западной Австралии (WAFSS). В интерактивном формате разбирались клинические случаи острого транзиторного психотического расстройства и шизофрении, диагностированных у австралийских больных. После завершения тренинга специалисты получили сертификаты от Центра клинических исследований нейропсихиатрии и Российского общества психиатров. Три председателя СМУ РОП (2011-2013 Дарья Смирнова, 2015-2017 Илья Федотов, 2013-2015 Алексей Павличенко)
Три председателя СМУ РОП: 2011-2013 Дарья Смирнова, 2015-2017 Илья Федотов, 2013-2015 Алексей Павличенко
 

Д.А. Смирнова к.м.н. Ассистент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии СамГМУ, Go8 Research Fellow, Centre for Clinical Research in Neuropsychiatry, UWA

Вступить в СМУ РОП
ФИО
Email
Город
Чем бы Вы хотели заниматься в СМУ РОП?
ОТПРАВИТЬ ЗАЯВКУ