X Всероссийская Школа молодых ученых в области психического здоровья, г. Суздаль
По восстановленной с 2007 г. традиции суздальских школ, под эгидой Российского общества психиатров и Московского НИИ психиатрии Минздравсоцразвития с 28 сентября по 1 октября 2011 года в этом красивейшем городе была проведена X Всероссийская школа молодых ученых в области психического здоровья.
Большую помощь в проведении Школы оказали руководители Департамента здравоохранения Владимирской области В.А. Безруков и главный психиатр Владимирской области А.В. Берсенев.
Особенностью Школы стало большое внимание к проблемам образования психиатров, перспективам его развития, сравнению имеющейся системы подготовки молодых специалистов в России с зарубежным опытом. Научная программа Школы включала в себяширокий спектр проблем: от нейробиологических механизмов стресса и психических заболеваний до вопросов эпистемологии и методологии психиатрии, разработки МКБ-11.
Как и в предыдущие годы, программа Школы составлялась с учетом интересов будущих участников, которые могли свободно высказывать в течение 2011 года свои пожелания и интересы на сайте Российского общества психиатров http://www.psychiatr.ru/ в специальном разделе.
Традиционно был проведен конкурс научных работ молодых ученых. Участниками конкурса могли стать молодые специалисты (психиатры, психологи, психотерапевты, наркологи, биологи, психофизиологи, биохимики и социальные работники) в возрасте до 35 лет включительно. По итогам конкурса 30 победителей получили гранты – бесплатное проживание в ГК Турцентр г. Суздаль, месте проведения Всероссийской школы.
Бесплатный трансфер из Москвы предоставлялся всем зарегистрировавшимся до 11 сентября участникам, что составило около 150 человек.
Всего за 4 дня в работе Школы приняло участие около 230 человек из России, Германии, Швеции, США, Латвии, Литвы, Белоруссии. Программа Школы состояла из лекций, семинаров и круглых столов. Кроме того, был проведен предшествующий открытию Школы симпозиум по фармакотерапии психических расстройств, поддержанный компанией - генеральным спонсором Гедеон Рихтер. Председателями выступили С.Н.Мосолов, З. Ример (Венгрия). Доклады сделали З. Ример, В.Э. Медведев, а Э.Э. Цукарзи в форме лекции-викторины знакомил молодых ученых с возможностями использования широкого спектра лекарственных форм. Данный семинар был интересен и полезен всем участникам Школы. Вопросы фармакотерапии и улучшения качества жизни пациентов являются неотъемлемыми составляющими программы обучения молодых специалистов.
28 сентября прошло открытие Всероссийской школы. С приветственными словами к участникам обратились профессор В.Н. Краснов, профессор П.В. Морозов, председатель совета молодых ученых Российского общества психиатров Я.А. Кочетков, председатель совета молодых ученых-психиатров Самарского государственного медицинского университета Д.А. Смирнова. Лекционную часть открыл профессор П.В. Морозов с докладом «Quo Vadis? (куда идешь?)», в котором обозначил основные вопросы, в том числе перспективы развития, стоящие перед мировой психиатрией.
В лекции профессора В.И. Крылова «Клиническая психопатология и доказательная медицина (к проблеме методологии диагноза)» были подробно изложены проблемы диагностики психических расстройств в аспекте современных требований к установлению диагноза. Профессор Н.Н. Петрова в своей лекции затронула проблемы образования в психиатрии, планы развития на будущее. В первый день работы Школы состоялся круглый стол «Проблемы психиатрического образования в Восточной и Западной Европе» с участием иностранных коллег. Профессор J. Hanson выступил с кратким докладом об образовательном процессе в Швеции. Молодые ученые из Швеции, Латвии, Литвы, Беларуси рассказали о постдипломном обучении у них на родине. Российские коллеги проявили повышенный интерес к данной проблеме и задавали множество интересующих вопросов. Параллельно этому круглому столу проходил семинар компании МедАванте «Преимущества и ограничения применения метода психометрической оценки состояния пациентов в рамках психофармакологических исследований». На школе были затронуты и проблемы психотерапии. Так, Я.А. Кочетков провел обучающий семинар «Основы когнитивно-поведенческой терапии», в котором участвовало большое количество молодых ученых. В сателлитном симпозиуме «Переносимость препаратов» профессор А.С. Аведисова и профессор В. Лернер (Израиль) затронули важные проблемы психиатрии, касающиеся фармакотерапии, и, таким образом, продолжили линию обучающих семинаров по данной теме.
Второй день работы школы открыла лекция профессора D. Hellhammer (Германия), который изложил теорию развития заболеваний и поделился практическим опытом диагностики с учетом лабораторных исследований. Профессор В.Н. Краснов в лекции «Развитие классификации психических расстройств: от МКБ-10 к МКБ-11» рассказал о недостатках и достоинствах современной классификации, о частных проблемах классификации психических расстройств, об особенностях диагностики в российской психиатрии. Особый интерес вызвала лекция J.Williams (США). Автором были затронуты проблемы многоосевой диагностики психических расстройств в DSM-IV, важность дизайна клинических исследований. Как и в прежние годы, в рамках образовательной программы Школы, был проведен разбор сложного и вызвавшего оживленные дискуссии клинического случая, подготовленного коллегами из Владимирской областной психиатрической больницы. Ведущим выступил профессор В.И. Крылов. В обсуждении принимали участие профессор П.В. Морозов, профессор С.Н. Мосолов, профессор В. Лернер (Израиль). Участникам Школы особенно запомнился круглый стол, посвященный диагностике и терапии пограничного расстройства личности. Ведущими выступили профессор А.Ш. Тхостов и профессор А.Е. Бобров. Данный круглый стол был проведен в форме активной беседы со слушателями о предмете психологии и психиатрии, о том, что собственно, есть личность, ее норма и патология. После обсуждения этих вопросов были рассмотрены критерии DSM-V «пограничной» личности, а также возможности помощи пациентам данной диагностической категории. Участники Школы, в том числе психологи, делились своими наблюдениями по представленной проблеме, в частности, опытом когнитивно - поведенческой психотерапии. Большой интерес у участников Школы вызвала лекция профессора И.Л. Дворецкого «Медицина, психиатрия и искусство», проходившая в форме беседы.
В третий день школы с лекцией «Биопсихосоциальный подход в диагностике и лечении психических расстройств в детской психиатрии» выступил профессор P.A. Rydelius (Швеция). Повышенный интерес участников вызвала лекция профессора В.В. Калинина «Нейропсихиатрический и эволюционный аспект коморбидности аффективных и тревожных расстройств». Профессор П.В. Морозов в увлекательной форме изложил историю вопроса формирования понятия «синдром Кандинского-Клерамбо». В лекции профессора А.Б. Шмуклера «Структурно-функциональная рассогласованность различных отделов головного мозга при шизофрении» была рассмотрена роль различных факторов в развитии шизофрении, показаны структурно-функциональные изменения, особенности нейрокогнитивного дефицита, влияние терапии на когнитивные функции. Во второй половине дня состоялся симпозиум «Современные проблемы психофармакотерапии» (председатели – профессор С.Н. Мосолов, профессор Л.Н. Горобец), а также семинар «Расстройства привязанности в детском возрасте», который проводил профессор G.Harper (США).
В рамках Школы, преимущественно в третий день, проводились практические секции для молодых ученых, где они получили возможность не только представить собственный научный проект перед ведущими специалистами, но получить ценные замечания старших коллег, в том числе и по презентации собственного труда. В частности, для победителей проводился конкурс постерных докладов, а лучшие из научных работ были представлены авторами в рамках сессии молодых ученых с устными сообщениями. Кроме того, был проведен конкурс научных проектов. К участию в нем допускались все желающие молодые специалисты, представители разных городов и стран, которые разделялись на равные по количеству команды. По заданию организаторов, проекты готовились в течение всей Школы несколькими командами в свободное от основной программы время. Проекты презентовались в предпоследний день Школы представителями каждой из команд на английском языке перед международной комиссией. Данный вид работы является нововведением Всероссийской школы, он получил высокую оценку как среди молодых специалистов, так и среди профессорско-преподавательского состава за формирование мотивации у молодых ученых к совершенствованию профессиональных навыков, поддержанию интереса к участию в научных исследованиях и умения сделать доклад на иностранном языке, соответствующий общепринятым в мировой практике требованиям.
В рамках культурной программы Школы было проведено торжественное заседание клуба «Веселых и находчивых», посвященное «Психиатрии будущего и психиатрическим классификациям». В данном мероприятии участвовали команды из Москвы, Самары, Томска, Ростов-на-Дону, а также 2 иностранных русскоговорящих участников, которые вошли в сборную команду Московского НИИ психиатрии. При выборе победителя жюри оказалось в непростой ситуации, так как каждое из выступлений было ярким, запоминающимся и по-настоящему самобытным. Была и сатира, и юмор в выступлениях от команд из Самары, сборной Ростова-на-Дону и Томска, и всем запомнившаяся презентация мультфильма команды НЦПЗ РАМН, и даже небольшая постановка старой доброй сказки, пересказанной сборной командой Московского НИИ психиатрии. Многие шутки гости праздника продолжали цитировать и после окончания КВН. По отзывам участников, проведенное мероприятие имело большую воспитательную ценность в связи с задачами формирования профессиональной идентичности у молодых специалистов, а также неформальному общению между участниками Всероссийской школы.
В заключительный, четвертый, день работы Школы, состоялась лекция профессора З.И. Кекелидзе «Комплексная психиатрическая помощь после чрезвычайных ситуаций». Завершающим мероприятием Школы молодых ученых в области психического здоровья стало заседание Совета молодых ученых Российского общества психиатров. Председателями выступили профессор П.В. Морозов и Я.А. Кочетков. Были подведены итоги работы Школы в Суздале, обсуждались организационные вопросы, проблемы взаимодействия молодых психиатров друг с другом, необходимость международного сотрудничества. Было предоставлено слово руководителям региональных отделений РОП. Председателем СМУ РОП назначена Д.А. Смирнова, являющаяся руководителем регионального СМУ РОП в Самаре. Работе предыдущего состава СМУ РОП в лице председателя Я.А. Кочеткова объявлена благодарность. Профессор П.В. Морозов подчеркнул важность преемственности опыта организации СМУ. Кроме того, было предложено создать институт заместителей действующего председателя.
В 2013 году должна состояться очередная Всероссийская Школа молодых ученых в области психического здоровья. Положительный опыт участия в работе Школы иностранных молодых специалистов будет использован и в дальнейшем. Насыщенная научная программа, с привлечением лекторов, ведущих специалистов, в том числе из-за рубежа, а также культурная программа являлись несомненным достоинством Школы.