Владимир Иванович Курпатов (главный психотерапевт Комитета по здравоохранению СПб, заведующий кафедрой психотерапии СПб СЗГМУ им. И.И. Мечникова) в докладе «Интегративная личностно-реконструктивная психотерапия психосоматических расстройств» затронул проблемы оказания психотерапевтической помощи этой группе пациентов. Отметив значительный рост числа психосоматических расстройств в последние десятилетия, которые, по данным разных исследователей, составляют 30-70% от общего числа пациентов, обратившихся за помощью к врачам общего профиля, докладчик затронул как организационные, так и практические аспекты этой проблемы. В докладе нашли отражение классификация данных расстройств, представление о механизмах этиопатогенеза и обоснование биопсихосоциальной модели психотерапевтической помощи. Была подчеркнута важность роли и места полипрофессиональной бригады в реализации такого рода психотерапевтической программы. Для оптимального функционирования полипрофессиональной бригады необходима обязательность разграничения полномочий между входящими в бригаду психотерапевтом, психологом, терапевтом и социальным работником. Рекомендуемое докладчиком использование при этих расстройствах интегративной личностно-ориентированной психотерапии рассматривается с точки зрения составляющих данную форму помощи двух блоков: основного и психообразовательного. Цель основного этапа психотерапии докладчик сформулировал как восстановление механизмов саморегуляции через реконструкцию системы отношений личности. Целью психообразовательной программы, разработанной кафедрой психотерапии совместно с психосоматическим отделением кардиологического профиля 32-ой больницы СПб, в реализации которой, начиная с 2009 года, участвует подавляющее большинство пациентов, является формирование у пациентов адекватного представления о своем заболевании и привлечение их к адекватному участию в лечебно-восстановительных мероприятиях. К задачам психообразовательного этапа относят: донесение в доступной форме информацию об особенностях развития психосоматических расстройств на примере гипертнонической болезни; знакомство с ролью психотерапевтического лечения в процессе выздоровления; возможность получить эмоциональную поддержку; понять, как другие справляются со своими проблемами, высказать свои собственные соображения; обучение простейшим навыкам безопасного выражения и отреагирования эмоций, методикам расслабления. разработана и реализуется психообразовательная программа. В заключении докладчиком были продемонстрированы результаты кафедральных исследований, показавших достоверное влияние психообразовательной работы на комплайенс.
Михаил Михайлович Решетников (президент Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии, ректор Восточно-Европейского института психоанализа) выступил с докладом, в котором отразил реформирование взглядов, отражающих современные тенденции развития психоанализа. Необходимость подобного рода реформирования психоанализа обсуждалась уже достаточно давно, начиная с 80-х годов прошлого столетия, и тогда же реформы начали стихийно реализовываться. В этой связи важную роль играет современная подготовка психоаналитиков. Докладчик подробно остановился на длительности подготовки психоаналитика в традиционной манере и подчеркнул плюсы и минусы создавшегося положения вещей. К минусам он отнес то, что в этом случае для получения профессионального сертификата зрелый человек должен на многие годы превратить себя фактически в пациента, стоически преодолевая напряженность самого процесса обучения психотерапии, его ресурсную (включая материальную) затратность и неопределенность момента формирования самостоятельного «психоаналитического статуса». Не случайно многие всемирно известные психоаналитики критиковали эту систему, называли ее «монастырской системой послушания и посвящения в сан», однако в течение долгих лет ничего не менялось. В связи с этим при создании института психоанализа в СПб была предпринята попытка исправить эти недочеты. Были проанализированы западные образцы подходов к психоаналитическому тренингу и произведена их модификация. Во-первых, психоаналитическое образование стало открытым и независимым от психоаналитического тренинга. Во-вторых, психоаналитическое образование стало одним из вариантов высшего университетского образования, с учетом требований лицензирования и государственной аккредитации. Кроме того, докладчиком были подчеркнуты другие нововведения: отказ от обязательного сеттинга 4 раза в неделю на кушетке, психоналитическая нейтральность, отказ от интерпретаций психоаналитика, развитие дистанционных технологий консультирования и многие другие. Было подчеркнуто, что в Российской психоаналитической ассоциации и ВЕИПе вместе работают специалисты всех направлений, так как в нашей стране не была принята западная система разделения школ. Свое выступление Михаил Михайлович завершил тезисом: «Все, кто работает с переносом и сопротивлением – наши коллеги».
Александр Николаевич Еричев (ведущий научный сотрудник отделения внебольничной психиатрии НИПНИ им. В.М. Бехтерева, доцент кафедры психотерапии СПб СЗГМУ им. И.И. Мечникова, член СМУ РОП) выступил с докладом «Психотерапия и вызов времени», в котором попытался осветить тенденции современной психотерапии и собственный опыт скайп-консультирования в рамках когнитивно-поведенческой модели. К имеющимся тенденциям были отнесены следующие:
1. Расширение доказательной базы психотерапии. В докладе прозвучали современные данные о нейробиологическом обосновании психотерапии. Были продемонстрированы результаты исследований, прямо и косвенно свидетельствующие о влиянии психотерапии на биологическую составляющую (большая часть исследований касалась когнитивно-поведенческого направления).
2. Попытка вывода психотерапии из области медицинских знаний. Докладчик поделился крайней обеспокоенностью в связи со стремлением отдельных коллег вывести психотерапию из области медицинских и отнести ее к общегуманитарным знаниям. В этом отношении особенно неблагоприятным представляется распространение на территории нашей страны большого количества методов, которые не имеют ни теоретического , ни практического обоснования, ни исследования их эффективности. Следствием этого является снижение в глазах потенциальных пациентов профессионального престижа психотерапевтов и причисление их к широкому ряду разного рода колдунов, целителей и магов. Одним из путей конструктивного решения такой ситуации докладчик считает пропаганду, систематизированное обучение коллег и активное внедрение в практическую деятельность научно-обоснованных методов психотерапии.
3. Нарастающие требования к краткосрочности, симптомцентрированности психотерапии.
4. Появление дистанционных технологий. В конце выступления докладчик поделился опытом скайп-консультирования в рамках когнитивно-поведенческой модели психотерапии, остановился на преимуществах и недостатках такой формы работы и поделился результатами проведенного в рамках этого направления собственного пилотного исследования. Докладчик высказал пожелание к молодым специалистам активно включаться в работу Совета молодых ученых Российского общества психиатров, обмениваться идеями и опытом в области психотерапии.
Игорь Николаевич Хмарук (заведующий кафедрой психотерапии и медицинской психологии Ростовского государственного медицинского университета) в своем докладе «Клинико-психологические аспекты профессионального здоровья руководителей» наглядно продемонстрировал необходимость разработки специализированных программ антистрессового сопровождения руководителей, что обусловлено самой спецификой управляющего труда в XXI веке, предъявляющего повышенные требования к психофизиологическим механизмам обеспечения психического здоровья топ-менеджеров. Работа в условиях постоянного психоэмоционального перенапряжения, необходимость принятия решений в условиях дефицита времени и информации, высокая личностная ответственность за возможные последствия – все это неотвратимо сказывается на состоянии здоровья и психической уравновешенности современных руководителей. Попытки терапии психосоматических расстройств у таких пациентов без «ведущей и направляющей» роли врача-психотерапевта представляются патогенетически несостоятельными и малоэффективными.
Светлана Анатольевна Осипова (доцент кафедры психотерапии СПб СЗГМУ им. И.И. Мечникова), выступая с докладом «Краткосрочная реконструктивная психотерапия психосоматических больных», поделилась опытом групповой психотерапевтической работы, обозначила техники, позволяющие ускорить психотерапевтическую динамику.
Константин Витальевич Павлов (директор Восточно-Европейского гештальт-института) в своем докладе «Групповая терапия и идентичность в группе» остановился на особенностях формирования идентичности в процессе психотерапевтического процесса и в повседневной жизни.
Ольга Сергеевна Антипова (старший научный сотрудник отделения аффективной патологии НИИ Психиатрии Росздрава, Москва) поделилась опытом психотерапевтической работы в ходе доклада «Экзистенциальные подходы к терапии дистимий». Доклад был посвящен описанию программы тематического усовершенствования для врачей-психотерапевтов, основанной на экзистенциальных подходах в психотерапии дистимий. Подробно была освещена структура, цели и задачи программы. Программа была представлена четырьмя блоками тематик. Первый блок предполагает рассмотрение клинико-психопатологических проявлений и феноменологии переживаний пациента при дистимиях. Во втором блоке рассматриваются теоретические основы экзистенциально-аналитической терапии депрессий. Дано краткое описание экзистенциально-аналитических и логогностических моделей терапии депрессий, описываются основные этапы работы с пациентом. Третий – наиболее обширный - блок программы посвящен детальному описанию этих этапов, основной акцент при этом делается на освоении практических навыков. Четвертый блок программы посвящен вопросам завершения терапии, оценки ее эффективности, анализу особенностей проведения программы в индивидуальном и групповом формате. Данная программа проводится в течение 4-х лет и показала свою эффективность. Практическая направленность доклада и форма его изложения вызвали у аудитории неподдельный живой интерес.
В целом на конференции царила дружеская и, можно сказать, почти «домашняя» атмосфера, о чем косвенно свидетельствует «критерий выживаемости» участников: к моменту достаточно позднего окончания конференции большая часть мест в зале оставалась занятой. В процессе заседаний каждый из участников мог задать вопрос, обозначить свою позицию или выступить с кратким изложением своих представлений по поводу затрагиваемых докладчиками вопросов. В ходе работы конференции были представлены как основные общемировые направления психотерапии: психодинамическое, когнитивно-поведенческое и гуманистическое, так и исторически сформировавшаяся в нашей стране патогенетическая личностно-ориентированная психотерапия. Важно подчеркнуть, что, несмотря на кажущуюся разницу в подходах, оценке ситуации и взглядов на перспективу дальнейшего развития психотерапии, между суждениями участниками конференции обнаружилось было гораздо больше сходства, чем различий. В рамках мероприятий была озвучена информация о движении молодых специалистов СМУ РОП. Было обращено внимание на высокий интерес к психотерапии среди молодых специалистов, и тот факт, что социальные опросы молодых профессионалов демонстрируют их неудовлетворенность объемом преподавания курса психотерапии в учебной программе, зажатой рамками часовой нагрузки обучающихся по специальностям "Психиатрия" и даже "Психотерапия". Как итог, был выдвинут тезис, что участие молодых специалистов в конференциях, посвященных психотерапевтической тематике, будет способствовать повышению образовательного уровня молодых профессионалов и развитию коллегиальных связей среди начинающих карьеру психотерапевтов. Следующая конференция состоится 4 апреля 2013 года. К сотрудничеству приглашаются все желающие.
Всероссийский симпозиум «Современные методы психотерапии»
29 марта 2012 года в Санкт-Петербурге состоялся ежегодный всероссийский симпозиум «Современные методы психотерапии». В мероприятии приняло участие более 150 специалистов из разных городов и регионов России (Москва, Ростов-на-Дону, Тюмень, Камчатка, Киров и многих других). Мероприятие состоялось при поддержке коллектива кафедры психотерапии СЗГМУ им. И.И. Мечникова (СПб МАПО), Российской психотерапевтической ассоциации, Санкт-Петербургской городской психиатрической больницы № 7 им. И.П. Павлова, Санкт-Петербургского психологического общества, при участии представителей Совета молодых ученых Российского общества психиатров. Ниже приведены выдержки из докладов пленарного заседания.